ГЛАВНАЯ >> Новости и статьи
09.06.2024 21:50:49

По страницам русской культуры. Экскурсия в Новодевичий cтавропигиальный женский монастырь

По страницам русской культуры. Экскурсия в Новодевичий cтавропигиальный женский монастырь
Ученики и преподаватели Троицкой детской художественной школы посетили один из старейших архитектурных комплексов столицы, живописно расположенный на изгибе Москвы-реки, Новодевичий монастырь.

Новодевичий монастырь — один из старейших монастырей в России. Он существует почти 500 лет, и за это время здесь произошло много загадочных и исторически важных событий. Экскурсовод Терехова Алла Игоревна подробно и увлекательно рассказала нашим ребятам какую роль монастырь сыграл в истории России. Мы увидели собор Смоленской иконы Божией Матери, Мариинские палаты и другие достопримечательности. 

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим Московским князем Василием III  в честь  возвращения древнего русского города Смоленска в состав русских земель. Смоленск 110 лет (с 1404 г.) принадлежал Великому Литовскому княжеству. На рубеже XIII-XV вв. на месте  княжеств Древней Руси выросли два мощных государства: Русь Московская и Русь Литовская. В состав Литовской  Руси входили древние русские  города –  Киев, Полоцк, Чернигов, Минск, Орша, Пинск и другие, а с 1404 года и Смоленск. Для Московской Руси было важно вернуть утраченные земли древнерусского Киевского государства. В первой половине XVI  в. между Московским княжеством и Литвой войны следовали одна за другой:  1500-1503 гг., 1507-1508 гг., 1512-1522 гг., 1534-1537 гг. 

Все 3 похода на Смоленск возглавлял Великий князь Василий III, и продолжались они с 1512 по 1514 гг. Первые два похода были неудачными. В результате третьего похода, в котором участвовало 80 тыс. человек, и последующих дипломатических переговоров, длившихся до 1522 года,  Смоленск остался в составе Московской Руси почти на 90 лет, до 1611 года, после чего опять отошел к  Речи Посполитой (после объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского в 1569 г.).

Не случайно монастырь расположился на юго-западном направлении, от Москвы, наиболее уязвимом при набегах крымских татар и западных нашествий, и являлся защитой Москвы в ряду  других монастырей, окружавших Москву.  Он  строится недалеко от Смоленской дороги  в излучине Москвы-реки, на левом ее берегу у  трех водных переправ (в XV в. упоминается село Лужниково). Ныне эта местность  называется Лужники.  

Монастырь создавался как царский, придворный. В нем проживали родственницы Ивана Грозного – Ульяна Палецкая, невестка  царя, вдова младшего брата Грозного Юрия; Елена Шереметьева, также невестка Ивана Грозного, вдова сына Ивана; Ирина Годунова, вдова царя Федора Иоанновича, сестра боярина, будущего царя  Бориса Годунова; Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова; вдова  Ливонского короля Магнуса Мария Владимировна, дочь князя В.А. Старицкого; жена царя Василия Шуйского Екатерина Буйносова-Ростовская; мать Марии  Долгорукой, жены царя Михаила Романова. С 1689 года в монастыре проживали старшая сестра Петра I, царевна Софья Алексеевна, ее родные сестры Евдокия, Екатерина и Мария Милославские, а также первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Монастырь оставался царским до первой четверти XVIII века, а потом здесь проживали насельницы из разных сословий.

 

На сайте монастыря можно прочесть подробную историю обители:

https://novodev.msk.ru/bogorodice-smolenskij-novodevichij-monastyr/

 

Смоленский собор Новодевичьего монастыря, освященный в честь иконы Смоленской Богоматери «Одигитрии» (Путеводительницы), был заложен 13 мая 1524 года. Строгий, торжественный, пятиглавый храм на высоком подклете является уникальным памятником русской средневековой культуры XVI в. и древнейшим зданием, расположенным на территории монастыря.

 

 

Успенский храм с трапезной палатой и церковь Святого Духа представляют собой комплекс из двух храмов и были построены в 1685-1687 гг. в стиле «московского барокко», в годы правления царевны Софьи.  

Надвратная Преображенская церковь и Лопухинские  палаты были построены в 1687-1688 гг. в стиле  «московского барокко»  в годы правления царевны Софьи Алексеевны.  Церковь размещена на широких северных трехпролетных  Преображенских воротах. В изящной и нарядной пятиглавой церкви, украшенной легкими  белокаменными деталями,  сохранился  уникальный семиярусный иконостас работы мастера иконописной мастерской Посольского приказа  Карпа Золотарева.   Историки архитектуры предполагают, что в постройке Преображенского храма принимал участие зодчий Григорий Устинов. Лопухинские палаты получили название по проживанию в них первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной с 1727 по 1731 гг.

 

Часовня-усыпальница Прохоровых. Образец неорусского стиля. Прохоровы – известные предприниматели,  общественные деятели, благотворители, выходцы из крестьянской  среды, основатели Трехгорной мануфактуры в Москве (1799 г.)  и владевшие ею последующие 120 лет, превратив ее из небольшой фабрики в крупнейшее предприятие.

 

Колокольня Новодевичьего монастыря. Построена в 1689—1690 годы. Вертикаль колокольни замкнула перспективу главного подъезда к монастырю из центра Москвы.

 

Надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами также была построена в стиле «московского барокко» в 1683-1688 гг. в годы правления царевны Софьи. Аналогично Преображенской  церкви, Покровская также стоит на широких  южных трехпролетных Покровских  воротах.  Покровская церковь необычная — имеет три главы, размещенные по одной оси с востока на запад. С восточной стороны Покровской церкви пристроен жилой трехэтажный корпус, примыкающий к южной стене монастыря — Мариинские палаты, в которых жила родная сестра  царевны Софьи, Мария Алексеевна Милославская.

 

 

Новодевичья обитель издавна славилась мастерством своих золотошвей и белошвей. Традиции лицевого шитья были заложены в обители ее первоначальницей - преподобной Еленой (Девочкиной) - и хранились в монастырских мастерских, передаваясь монахинями из поколения в поколение. Этот вид прикладного искусства издавна был для русской женщины средневековья одной из немногих доступных для нее сфер приложения способностей и раскрытия художественных дарований.

Со второй половины XVI по конец XVII века Новодевичий монастырь имел высокий статус царского богомолья. В этот период здесь принимали монашество представительницы правящих династий и самых знатных боярских родов, имевшие собственные светлицы. Благодаря царственным инокиням школа лицевого шитья в обители значительно развилась и окрепла. Из нее выходили произведения высочайшего художественного уровня, которые обогатили и украсили ризницу не только Новодевичьего монастыря, но в качестве пожертвований направлялись в наиболее известные русские монастыри и храмы. Сохранившиеся до наших дней эти шедевры лицевого и золотного шитья ныне находятся в различных музеях России.

 

 

 

 

 

 

 

Ставропигия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» +πήγνυμι — «устанавливать, водружать», букв. «крестоводружение») — статус, присваиваемый православным монастырямлаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F





 
Схема проезда
Панель управления